WeChat: Введение

WeChat, с его огромной аудиторией, является основным мессенджерам Китая и одной из самых крупных социальных сетей в мире.

Мы уже много писали в нашем блоге про WeChat и некоторые его аспекты, однако мы так и не удосужились рассмотреть его в общих чертах, поэтому в этой статье мы исправляем этот недочёт. Так что же такое WeChat и в чём причины его популярности?

Во-первых, WeChat – это приложение для Android, iPhone, Windows Phone, BlackBerry, Symbian and Java выпущенное компанией Tencent Holdings Limited 2011 году. Помимо мобильных приложений, существует версия для Windows, macOS и Linux, а также веб-версия по адресу web.wechat.com.

WeChat предоставляет весь набор функции, которые должны быть в современных мессенджерах: групповой чат, голосовые и видео звонки, передача изображений и видео, пересылка голосовых сообщений, стикеры и эмоджи. Помимо этих стандартных функций, WeChat позволяет пользователям переводить друг другу деньги, оплачивать покупки, заказывать еду, бронировать отели, играть в игры, покупать билеты в кино и на концерты, вызывать такси, заниматься благотворительностью, читать новости, слушать музыку и т.д. Список можно продолжать и дальше, WeChat является просто чудовищным комбайном всех мыслимых и немыслимых функций в одном приложении. Это еще не считая «Моментов», о которых мы поговорим отдельно чуть ниже.

Как видите, аналогов WeChat в мире просто нет, и на вопрос «На какое приложение WeChat похож больше всего?» можно ответить «на все сразу», потому что по сути – это «швейцарский нож» из всех приложений, который может всё. Насколько удобны и отлажены все эти дополнительные функции по сравнению с их отдельными аналогами – это отдельная тема и мы в этой статье её затрагивать не будем.

Главная и основная функция WeChat’а – это все таки обмен сообщениями между друзьями, родственниками, коллегами и партнёрами по работе

Как же WeChat стал мессенджером №1 в Китае?

Причин такого успеха несколько, среди них:

  1. Официальные аккаунты. WeChat – это открытая платформа для взаимодействия бизнеса и ключевой аудитории.
  2. Платежи. Система WeChat Pay за последние годы стремительно набирает популярность. Свыше 300 миллионов китайских пользователей уже привязали свою банковскую карту к аккаунту WeChat. Особено популярна эта система благодаря возможности переводить деньги между друзьями и оплачивать покупки в магазинах. WeChat Pay принимается почти в каждом ларьке в Китае и пользователи доверяют этой системе. WeChat Pay является одной из трех доступных китайским жителями платёжных систем наряду с Alipay и Union Pay, китайским аналогом Visa
  3. Защита пользователей. WeChat ревностно оберегает личные данные своих пользователей и предоставляет широкий выбор настроек и механизмов защиты аккаунта. Кроме того, в WeChat активно борется со спамом и нежелательными сообщениями. Помимо этого, все личные данные, такие как номер телефона или адрес электронной почты, не при каких обстоятельствах не могут стать известными владельцами официальных аккаунтов и разработчиками приложений на платформе WeChat.
  4. WeChat Кошелек. WeChat является партнерами крупнейших игроков в своей отрасли (JingDong в E-commerce, и Didi Chuxing – при заказе такси), которые предоставляю эксклюзивный сервис встроенный непосредственно в платформу WeChat. (Пусть вас не смущает название «WeChat Кошелек» — это так называется раздел со всеми платным сервисами. Хотя «Кошелек» может еще выполнять ряд традиционных функций – пополнение баланса, списание средств с баланса на карту и хранение электронных билетов и купонов.)
  5. QR коды. Отчасти благодаря WeChat, QR коды можно увидеть в Китае повсюду: от автобусов, до отелей.
  6. WeChat Moments. «Моменты» — это одна из ключевых и самых популярных функций WeChat. Именно благодаря ей WeChat называют социальной сетью. В «Моментах» пользователь может делиться записями, фотографиями и короткими видео с друзьями. Друзья же, в свою очередь, могут просматривать ленту записей, как в новостную ленту Facebook. По сути пользование WeChat для среднестатистического пользователя – это листание «Моментов», прерываемое чатом с друзьями или коллегами, после чего снова возвращение к листанию «Моментов». Это очень затягивает.

Давайте рассмотрим «Моменты» подробнее

"Моменты" WeChat
«Моменты» WeChat

Моменты (朋友圈) – это фундаментальная функция WeChat. Через ленту моментов можно публиковать текстовые посты, ссылки на сайты и статьи официальных аккаунтов, загружать до девяти изображений и делиться короткими видео. Однако в отличии от ленты Facebook лента «Моментов» более приватна: ваши посты видят только ваши друзья и только если включена соответствующая опция. Кроме того, комменты и лайки будут видны только тем, кто уже состоит в друзьях друг с другом. Поэтому, если кто-то из ваших друзей написал пошлый анекдот в комментариях к вашему посту, то этот коммент увидят только вы и ваши общие знакомые.

Реклама в "Моментах" WeChat
Реклама в «Моментах» WeChat

Кроме того, «Моменты» абсолютно засорены рекламой – вы можете увидеть всего лишь одно рекламное объявление в 48 часов.

Стоит ли тогда там рекламироваться?
Абсолютно. Однако это будет по карману только крупным компаниям. Страница, на которую ведет данное объявление обязательно должна располагаться на сервере Tencent. Реклама может состоять из 6 изображений или же короткого видео с описанием в 40 символов.

Например, вот эта реклама, которая состоит из видео-ролика, краткого пояснения и подписи «Реклама», нажатие на ссылку «Подробнее» откроет страничку компании. Кроме того, пользователь может поставить рекламе «Лайк» или пометить её как «Не заинтересовавшую».

Цены на подобные рекламные объявления варьируются от $774,000 до $7,738.

Подробнее про рекламу в WeChat вы можете почитать в нашей статье «Реклама в WeChat».

 

 

Что такое официальные аккаунты?

Официальные аккаунты (公众号) – это мощный инструмент распространения информации.

Существует два вида официальных аккаунтов:

  1. WeChat subscription account (подписной аккаунт, 订阅号) — это аккаунт, который расположен в специальном разделе «подписные аккаунты» в вашем контакт листе и может создавать сообщения раз в день. Эти аккаунты служат для распространения информации и новостей. Такая форма аккаунта хорошо подходит для компаний, распространяющих ежедневную подборку новостей.
  2. WeChat service account (сервисный аккаунт, 服务号) — аккаунт, который выглядит как обычный контакт и помещается среди ваших контактов, но может создавать посты только 4 раза в месяц. Данный вид аккаунта поддерживает все возможности WeChat API и предоставляет доступ ко всем инструментам кастомизации и работы с вашими контактами.

Подписные аккаунты располагаются на главном экране приложения между контактами ваших друзей. Пользователь может просматривать контент, создаваемый брендами прямо в своем WeChat. Однако сообщения от официальных аккаунтов отличаются от сообщений от обычных контактов.

Например вот так выглядит аккаунт UNIVERSA:

Официальный аккаунт WeChat
Официальный аккаунт WeChat и развернутый пост

Сообщения представляют собой одну или несколько статей (群发), объединенных в блоки до шести штук. При нажатии на заголовок открывается полный текст статьи с картинками, gif-анимацией и видео.

Снизу располагается меню, содержащее ссылки на внешние источники, уже созданные статьи или выдающие информационные сообщения. Кроме того, как и при общении с обычным пользователем, можно отправить аккаунту сообщение и получить ответ в этом же окне.

WeChat Кошелёк

В то время как американцы только недавно получили возможность оплачивать покупки через Facebook Messenger, в Китае мобильные платежи уже существовали несколько лет.

Как оно работает?

WeChat кошелёк
WeChat кошелёк

В каждом аккаунте есть вкладка «Кошелёк». Основные функции – это «Оплата» (посредством QR-кода), «Баланс» (проверка и пополнение), «Карты» (привязка и удаление банковских карт). Снизу располагаются дополнительные функции: перевод, пополнение счета мобильного телефона, заказ такси, заказ еды и т.д. Все это можно оплачивать, не покидая приложения. Для работы «Кошельком» необходимо привязать хотя бы одну банковскую карту китайского банка.

Обязательно убедитесь, что ваше имя совпадает с именем, указанном в вашем банковском аккаунте! В китайских банках имена иностранцев обычно пишут без пробела, например, IVANOVIVAN, поэтому и в WeChat пишите имя как «IVANOVIVAN», а не «IVANOV IVAN» или «IVANOV_IVAN».

«Кошелёк» также стирает грань между реальностью и онлайном благодаря использованию QR-кодов. Как только вы привязали банковскую карту, вы можете сгенерировать QR-код, чтобы принимать оплату одним кликом. Код обновляется каждую минуту из соображений безопасности. Однако ретейлеры могут генерировать постоянный QR-код, который обычно распечатывают и помещают на кассе. Любое уважающее себя заведение в Китае имеет QR-код для оплаты, начиная от Dairy Queen и Uniqlo, и заканчивая бабушкой, которая продаёт овощи на рынке (последнее – это не шутка).

Кошелек — это платфорама, на которой распологаются все дополнительные сервисы. Если мы в начале статьи писали про богатейший функционал WeChat — то большая часть этих сервисов расположена в этом разделе и оплачивается через «Кошелек». Кроме того, пользование всеми этими функциями через WeChat удобно еще тем, что не требуется регистрации в каждом сервисе отдельно.

Заключение

Мы надеемся, что в этой статье нам хотя бы немного удалось рассказать вам, что же такое WeChat. Однако, стоит оговорится – WeChat, несмотря на внешнюю простоту, является МАССИВНЫМ приложением, с огромным числом дополнительного функционала, поэтому очень сложно описать его в одной статье. Лучший способ познакомиться с WeChat — это установить его и начать пользоваться. Если у вас нет друзей, которые бы пользовались WeChat – добавьте телефон, указанный в «подвале» нашего сайта и мы сможем обсудить, как вам с помощью WeChat продвигать ваш бизнес в Китае!

Опубликовано в рубрике Blog